Іконки

YouTube foFF4ik online 3.0 @ Telegram Telegram Facebook Instagram Twitter VK OK SoundCloud RealMusic              Wikimapia Полтава Навигатор Google Maps Яндекс Карты Open Street Map mapy.cz              FOFF4IK ONLINE 1.0 Крыши Полтавы RMF.FM

7.4.14

Город-призрак Орбита, Чигиринская АЭС

Прошло уже больше года с того времени, как мы с друзьями начали серьезно планировать поездку в посёлок Орбита, к Чигиринской АЭС. И таки съездили, правда очень небольшой компанией. На этих выходных, 6 апреля.

→ Город-призрак Орбита и Чигиринская АЭС на карте

Стоит отметить, что несмотря на название «Чигиринская АЭС» это сооружение по сути никогда атомной электростанцией не было, даже на бумаге в проектах, разве что в мыслях и мечтах отдельных людей. История утверждает, что 20 августа 1970 года ЦК КПУ принял решение о строительстве ГРЭС неподалёку от села Витово Чигиринского района Черкасской области. Новая станция должна была обеспечить потребности химических предприятий города Черкассы. Согласно генерального плана первоначальная проектная мощность должна была составить 4800 МВт. Вместе со станцией планировали построить городок энергетиков Орбита, рассчитанный на 20 тысяч человек населения. Строительство планировалось завершить в 1976 году.

В «Правде Украины» от 20 января 1972 года об Орбите писали: «Будут здесь и свои школы и дворец культуры, торговый центр, кинотеатр, больница и отличная служба быта, и дворец пионеров и, разумеется, чудесный пляж... И уже в 1975 году Чигиринская ГРЭС даст ток».

Но из-за изменений в проекте сначала мощность снизили до 3200 МВт, а затем до 1600 МВт. Само же строительство началось только в 1977 году. После ряда неудач, указанием Минэнерго СССР от 29 октября 1981 года, строительство ГРЭС и города было остановлено и законсервировано. Гораздо позднее, после рассекречивания архивов КГБ УССР, датированных июнем 1986 года, стало известно, что строительство не закончилось – его просто засекретили, и по документам электростанция уже значилась как атомная. Приказом Минэнерго СССР № 539 от 23 августа 1985 года была создана дирекция Чигиринский АЭС во главе с В.Г. Сапроновым. Согласно новому проекту, АЭС должна была иметь четыре энергоблока, а в качестве реакторов предполагалось использовать ВВЭР-1000. Проектная мощность станции составила бы 4000 МВт.

Официально о строительстве именно атомной станции было объявлено 19 мая 1988 года. Об этом сообщил начальник строительного управления станции. При этом АН УССР заявляла о нецелесообразность строительства данного объекта, а Министерство атомной энергетики вообще отказывалось комментировать данную ситуацию. (Для себя замечаем, что эти события происходят уже через 2 года после катастрофы на Чернобыльской АЭС.)

Постановлением Совета министров СССР от 19 мая 1989 года «О прекращение строительства Чигиринской АЭС» (публикация в газете «Черкасская правда» от 23 мая 1989 г.) строительство станции было остановлено. Что касается поселка Орбита, то нет градообразующего предприятия – нет работы, а значит и жителей тоже нет...

А еще есть такая легенда. Жил в 70-е годы в Витово старик-колдун, о котором до сих пор рассказывают шепотом старожилы. И сказал он, взглянув на новостройку, когда она только начиналась, сакраментальную фразу: «То, что здесь начнется, никогда не закончится...»




Узнать больше:

• Википедия: Чигиринская АЭС (ГРЭС)
• Викимапия: Чигиринская ГРЭС
• ТСН.юа: Город-призрак Орбита привлекает пейнтболистов и фотографов (+ВИДЕО)
• Подробности.юа: В Черкасской области нашли город-призрак
• ru_abandoned: Недостроенная Чигиринская АЭС и заброшенный город-спутник Орбита
• Чигиринская АЭС (ГРЭС)
• Черкасская Правда: Там, где когда-то начиналась атомная, поселок-призрак Орбита все еще посылает нам свои сигналы
• Swalker.ru: Чигиринская АЭС, Украина
• ZaeBEST: ЧАЭС на казацких землях

UPD 09.04.2014

• З історії будівництва Чигиринської електростанції
• ЖЖ dniprovych: Чигиринська АЕС 16.09.2011
• ЖЖ dniprovych: Чигиринська АЕС/ГРЕС/ТЕС уже не та 07.06.2012



Сейчас здесь можно своими глазами увидеть «городок энергетиков» и побродить по коридорам когда-то жилых девятиэтажных домов. Здесь можно пообщаться с людьми, которые еще живут на территории бывшей стройки, почти что отрезанные от обычной, привычной нам, жизни. Можно услышать истории о том, как же хорошо жилось местному населению во времена ГРЭС-АЭС, сколько материалов лилось рекой в этот район и сколько возможностей даровала эта река предприимчивому населению. И услышать сожаление о том, что те времена прошли… Можно посмотреть на недостроенные административные здания, гаражи и весовые, здесь всё еще можно увидеть миллионы рублей закопанные в землю. Увидеть странную природу, с просеянными сквозь неё бетонными конструкциями. Здесь же и сердце предполагаемой ГРЭС, здесь и порт АЭС… Здесь… Здесь много такого, что может удивить и поразить...


В ходе всей поездки было отснято огромное количество фото и видео. Ниже предлагаю вам сокращенный фоторепортаж из лучших кадров, в конце статьи будет ссылка на альбом со всеми фотографиями.

01. Самые капитальные и лучше других сохранившиеся сооружения в Орбите – два девятиэтажных общежития



02.



03. Все квартиры в общежитиях одинаковые – одна комната на 18 квадратов, маленькая кухня и туалет+ванная, имеется также балкон



04. Самый свежий из найденных артефакт – стартовый пакет мобильного оператора ДЖИНС, ориентировочно 2004-2005 год



05. Кто-то унитаз перенес на кухню, на стене дозоровский код



06.



07. Одна из немногих сохранившихся радиорозетка



08. Судя по большому количеству кодов, написанных в разных местах зданий разными цветами, здесь прошло немало дозоров



09.



10.



11.



12.



13. Шахта лифта в общежитии №3



14. Выход из коридора на лестничную площадку 9-го этажа в общежитии №3



15.



16. Видимо единственная сохранившаяся входная дверь в квартиру №91



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23. Вид на общежития из окна кулинарии, расположенной рядом




24. ПАНОРАМА #1 – Кулинария, 1-й этаж (оригинал на panoramio.com)



25. ПАНОРАМА #2 – Универмаг, 1-й этаж (оригинал на panoramio.com)



26. Универмаг, лестница на 2-й этаж



27. Универмаг, 2-й этаж



28.



29. Парадный вход в универмаг



30. Викимапия утверждает, что если пройти немного на север по дороге от универмага, можно выйти к школе и ФАПу. Идём туда, по дороге в просветах между деревьями виднеются две жилые пятиэтажки (дома №9 и №10)



31. На месте предполагаемых школы и ФАПа находим несколько однотипных сооружений, даже не похожих на фундаменты



32.



33. Возвращаемся назад в Орбиту



34.



35. От универмага дорога на восток ведёт нас на территорию АЭС



36. По пути, по левую сторону от дороги, нам попадается вот такое здание, что в нём располагалось 30 лет назад – понять трудно, все помещения практически пусты, Саша выдвинул гипотезу, что здесь была больница, я же склонен считать, что это было административное здание



37.



38. Главный маяк – труба – уже почти рядом



39. Ранее непосредственно к трубе примыкало здание, которое многие ошибочно называют машинным или реакторным залом, на самом деле это скорее было здание котельной, его можно увидеть на многих фото, сделанных еще 2-3 года назад, но судя по всему в 2012 или 2013 году его полностью разрушили



40.



41. Сама труба еще жива, она уходит вверх почти на 130 метров, лестница, ведущая на вершину, снизу срезана, но умельцы пристроили в ней самодельную лестницу, сбитую из стволов деревьев, и должен сказать, что залезть по ней хоть и сложно, но реально. Но мы не рискнули, увы...



42.



43. От трубы дорога ведет дальше на восток, к еще двум сохранившимся постройкам



44. Первая похожа на складское помещение



45. Вторая является точной копией встретившегося нам ранее административного здания



46. Внутри все так же пусто, к тому же кто-то непонятно зачем повыбивал все дверные проёмы на всех трёх этажах (возможно, таким варварским способом здесь вынимали входные двери в комнаты)



47. Таким образом, на сегодняшний день здесь не так много осталось того, на что еще можно посмотреть, поэтому мы выезжаем назад на главную дорогу, и заезжаем в сосновый лес на обед



48. По дороге назад делаем остановку на дамбе (карта), отсюда хорошо видно весь элеватор ООО СП «Нибулон»



49.



50. Знак перед въездом в Кременчуг со стороны Светловодска



51. Еще одна остановка в дороге возле Кременчугского аэродрома



52.




Комментариев нет:

Отправить комментарий